Вход на сайт
440600, г. Пенза, ул. Кураева, 36а т. (8412) 59-31-59
Карта сайта
Версия для слабовидящих   |   Размер шрифта ААА   |   Цвет сайта ЦЦ
Главная » Ежегодное инвестиционное послание «Инвестиционный климат и инвестиционная политика Пензенской области»

Ежегодное инвестиционное послание «Инвестиционный климат и инвестиционная политика Пензенской области»

Уважаемые дамы и господа!

Обращаюсь к вам с инвестиционным посланием.

Программный документ содержит основные направления и приоритеты инвестиционной политики в целях создания благоприятного инвестиционного климата и улучшения условий ведения бизнеса.

В прошлом году Пензенская область включилась в работу по внедрению Регионального инвестиционного стандарта. Он разработан «Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов», наблюдательный совет которого возглавляет Президент России Владимир Владимирович Путин.

На сегодняшний день внедрение инвестиционного стандарта в нашем регионе завершено полностью. Сформированы инструменты для создания целостной, системной и понятной региональной инвестиционной политики.

Основополагающий документ, определяющий инвестиционные приоритеты, - это Закон «Об Инвестиционной стратегии Пензенской области».

Он является продолжением «Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)». 

Закон принят для удобства представления инвесторам количественных и качественных характеристик экономики региона, доступных ресурсов  развития, а также видения текущих конкурентных преимуществ относительно других регионов.

По макроэкономическим показателям, отмеченным в Инвестиционной стратегии, наблюдается равномерная положительная динамика.

За прошедший год на развитие экономики и социальной сферы региона направлено свыше 81 миллиарда рублей инвестиций, что значительно превышает среднероссийские темпы развития.

По динамике данного показателя по итогам 2013 года мы заняли третье место в ПФО и 10 место в Российской Федерации.

В текущем году сохраняется положительный темп роста инвестиций на уровне более 104 процента.

Объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику области, в 2013 году достиг рекордной отметки и составил 120,3 миллионов долларов США, что выше уровня 2012 года на 31%.

А по сравнению с 2009 годом объем иностранных вложений увеличился более, чем в 3,5 раза.

В прошлом году впервые объем портфельных инвестиций достиг 45,7 миллионов долларов США.

Данная тенденция связана с реализацией совместной инвестиционной программы группы компаний «Русская молочная компания»  и  глобального  лидера отрасли сельхозпроизводства – сингапурской компании «Олам Интернешнл».

Сегодня на предприятиях группы компаний в области работают свыше 1 000 человек, объем инвестиций в рамках программы до 2018 года составит свыше 800 миллионов долларов США.

Позиции области, как региона привлекательного для инвестиций, подтверждают и ведущие рейтинговые агентства.

Российским рейтинговым агентством «Эксперт» отмечено улучшение позиций региона по показателю инвестиционного потенциала – на 5 позиций, по показателю инвестиционного риска – на 15 позиций относительно оценок 2012 года.

Несколько недель назад международное рейтинговое агентство «Фитч Рэйтингс»  изменило прогноз по рейтингам области со «Стабильного» на «Позитивный» и подтвердило присвоенные ранее значения.

Подтверждение рейтингов области отражает хорошие операционные показатели и умеренный риск. Ожидается, что область сохранит сильный операционный баланс на уровне 13% от операционных доходов в 2014 - 2016 годах. Эксперты агентства отмечают, что замедление роста национальной экономики не приведет к существенному сокращению доходной базы бюджета области.

Инвестиционная стратегия актуализирована в начале текущего года. Этому предшествовали публичные обсуждения и многие из присутствующих в зале принимали в этом непосредственное участие.

Но как отметил на Международном инвестиционном форуме в Сочи Председатель Правительства России Дмитрий Анатольевич Медведев: «2014 год многое изменил».

В этой связи поручаю профильным министерствам и ведомствам принять все требуемые меры для сохранения темпов экономического роста и улучшения инвестиционного климата в новых экономических реалиях.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности – основа, которая определяет привлекательность и конкурентоспособность экономики региона, создает предпосылки для формирования благоприятного инвестиционного климата  и   условий для развития предпринимательской деятельности.

На сегодняшний день область имеет одну из передовых законодательных  и нормативно-правовых баз в Российской Федерации.

Так, внесенные в текущем году изменения в Закон «Об инвестициях и государственно-частном партнерстве в Пензенской области» позволили категорировать представляемые инвесторам льготы по налогам на прибыль, имущество и транспорт в соответствии со сроками деятельности организаций и объемом инвестиционных вложений, также в отдельную категорию выведены сельхоз-производители.

Существующие механизмы поддержки инвестиционной деятельности в регионе соответствуют общероссийским тенденциям и являются прогрессивными.

В соответствие с внесенными изменениями в текущем году было заключено два инвестиционных соглашения с компаниями «Азия Цемент» и «ПензаМолИнвест» (входит в группу компаний «Дамате»).

«Азия Цемент» предоставлен статус «организации, реализующей стратегически значимый инвестиционный проект». Проект предприятия по строительству цементного завода «сухого» способа производства мощностью 5000 тонн клинкера в день позволил создать 500 дополнительных рабочих мест со средней заработной платой порядка 31,5 тысячи рублей, и в перспективе обеспечит региональный бюджет налогами на сумму более двух миллиардов рублей.

Проект группы компаний «Дамате» по строительству комплекса по выращиванию и переработке мяса индейки является крупнейшим из проектов, реализуемых в сфере сельского хозяйства в области, и одним из самых масштабных в стране.

Планируемая мощность комплекса к 2016 году составит 60 тысяч тонн готовой продукции в год. В результате реализации проекта планируется создать порядка 1550 новых рабочих мест. Налоговые поступления в бюджет области к моменту выхода проекта на окупаемость составят более 1,4 млрд. рублей.

В условиях замедления темпов экономического роста в стране государственно-частное партнерство может стать основным двигателем инвестиционного процесса.

Это важнейший и универсальный механизм не просто развития экономики, но и решения задач в сфере жилищно-коммунального хозяйства, медицины и образования, путем привлечения альтернативных источников финансирования.

До сих пор Пензенская область не в полной мере использует возможности данного механизма.

Необходимо заняться развитием региональной нормативно-правовой базы, влияющей на реализацию проектов государственно-частного партнерства.

Поручаю Министерству инвестиционного развития и предпринимательства совместно с «Корпорацией развития Пензенской области» изучить лучшие региональные и международные практики, разработать и утвердить требуемые документы в кратчайшие сроки после принятия федерального Закона о развитии государственно-частного партнерства.

Вопросами государственно-частного партнерства должно заниматься каждое министерство, ведомство, муниципальные власти.

Министерство инвестиционного развития и предпринимательства как региональный координатор должно создать не просто правовую основу, но и обеспечить совместно с Управлением государственной службы и кадров Правительства Пензенской области повышение квалификации государственных  и муниципальных служащих.

Руководителям министерств и ведомств, главам администраций городских округов и муниципальных районов необходимо определить лиц, ответственных за развитие государственно-частного партнерства и внести соответствующие изменения в должностные регламенты. 

В целях развития предпринимательства, обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, снижения административных и иных ограничений для субъектов предпринимательской деятельности утвержден Закон «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Пензенской области».

Создание данного института важно для бизнес-среды, и реальная польза от его работы должна стать основой стабильности делового климата в каждом муниципальном образовании области.

Одной из приоритетных задач в деятельности Уполномоченного должна стать работа по улучшению качества государственных процедур. Сюда относится регистрация предприятий и выдача разрешений на строительство, других разрешений и лицензий, регистрация прав собственности, подключение к сетям инженерной инфраструктуры.

Поручаю профильным исполнительным органам власти вместе с муниципальными образованиями и при непосредственном участии Уполномоченного по защите прав предпринимателей, руководителей территориальных органов федеральной власти и естественных монополий заняться этой работой. Мы должны совершить серьезный рывок в улучшении регуляторной среды.

На снижение административных барьеров для бизнеса направлено и принятое постановление Правительства области «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Пензенской области и экспертизе нормативных правовых актов Пензенской области».

Сегодня этот механизм затрагивает только исполнительные органы государственной власти. Но уже в следующем году к данному процессу должен подключиться город Пенза и все остальные муниципальные образования.

Развитие института оценки сможет не просто повысить качество документов и качество нормотворчества, но и позволит выявлять избыточные нормы, которые ведут к необоснованному росту издержек со стороны предпринимателей и сдерживают их инвестиционную активность.

Говоря о регуляторной среде и снижении административных барьеров, хочу подчеркнуть, что это один из показателей, по которым наш регион будут оценивать в рамках Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах России.

Совместными усилиями мы обязаны занять достойное место в национальном инвестиционном рейтинге и, тем самым, повысить привлекательность региона для инвесторов.

Поручаю Министерству инвестиционного развития и предпринимательства раскрепить за профильными органами исполнительной власти показатели рейтинга и утвердить нормативно-правовым актом в установленном порядке.

Также важным показателем в национальном инвестиционном рейтинге является наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов.

В данном направлении за последнее время проделана существенная работа: создана широкая сеть бизнес-инкубаторов, запущены 2 технопарка и строится индустриальный парк.

«Отвель» - первый индустриальный проект, создание которого ведется на средства областного и федерального бюджетов. В прошлом году были возведены внешние сети парка. Сейчас ведется работа по строительству первого этапа внутренних сетей. В следующем году должны зайти первые резиденты – это компания «Озгюр Брикс», дочерняя компания турецкого холдинга «Джемил Озгюр», с проектом по строительству кирпичного завода.

Объем инвестиций, по предварительным оценкам, составит 280-350 миллионов рублей. В результате   реализации проекта будет создано порядка 100 дополнительных рабочих мест для населения области.

Ведется работа с потенциальными резидентами индустриального парка. Общий объем инвестиций по прорабатываемым проектам по минимальным оценкам ставит более 3,5 миллиардов рублей, в перспективе ожидается создание 665 рабочих мест для населения области.

И результат деятельности будет напрямую зависеть от выполнения наших обязательств по строительству инфраструктуры данного парка.

Согласно Закону «Об индустриальных парках Пензенской области» и соответствующим подзаконным актам, статус индустриального парка также присвоен площадке на территории Сердобского района.

Наша задача – сделать так, чтобы названные площадки и те, что есть в планах, стали реальными точками развития региона, которые позволят двигаться вперед: привлекать инвестиции, создавать новые рабочие места, формировать налоговую базу.

Поручаю:

- «Корпорации развития Пензенской области», как управляющей компании, а также профильным органам исполнительной власти активнее продвигать данные территории и вести работу по поиску достойных инвесторов-резидентов.

- Департаменту государственного имущества, «Корпорации развития Пензенской области» и Министерству инвестиционного развития и предпринимательства проработать вопрос по предоставлению земельных участков резидентам индустриальных парков Пензенской области без проведения торгов в соответствии с изменениями, внесенными в Земельный кодекс Федеральным законом № 171-ФЗ в июне текущего года.

По доступности инфраструктуры для бизнеса наш регион вошел в лучшие практики, транслируемые «Агентством стратегических инициатив» среди субъектов Российской Федерации.

Проект «Центры регионального развития» признан лучшим в номинации «Инвестиционные территории» Всероссийского конкурса «Лучшие управленческие решения региональных органов власти по развитию инвестиционной среды», проводимого Министерством экономического развития России.

Но считаю, что работа по развитию Центров регионального развития ведется недостаточная. Необходимо серьезнее заниматься данной темой и, прежде всего, главам муниципальных образований.

Хотите поднять село – развивайте бизнес, работайте с населением. Для этого и был принят Закон «О центрах регионального развития», который дает субъектам малого и среднего предпринимательства – резидентам - налоговые льготы и финансовые преференции.

В этом году к существующим формам поддержек в виде снижения ставки налога при применении упрощенной системы налогообложения (доходы минус расходы) с 15 до 5% и возмещения части процентной ставки по привлекаемым кредитам в размере 100% ставки рефинансирования ЦБ России, добавились специальные продукты институтов развития.

Так, резиденты Центров регионального развития могут получить в Фонде «Поручитель» микрозаймы под 5,5% годовых и поручительства на специальных условиях (1,25% годовых), а лизинговая компания «МСП-Пенза» предлагает продукты на льготных условиях для приобретения техники или оборудования.

Набор преференций привлекательный, он может пересматриваться в соответствии с запросами бизнеса и интересами бюджета.

Поручаю Министерству инвестиционного развития и предпринимательства, Министерству экономики и Министерству финансов обсудить возможность предоставления налоговых каникул предпринимателям-резидентам после принятия соответствующей правовой базы на федеральном уровне.

Банкам предлагаю подумать о специальных  продуктах для предпринимателей-резидентов Центров регионального развития. Предложения можете направлять в Министерство инвестиционного развития и предпринимательства.

Говоря о муниципальных органах власти, хочу подчеркнуть, что от вашей позиции и от согласованности действий во многом зависит успешное привлечение инвестиций в регион и создание благоприятного инвестиционного климата.

Поэтому городским округам и муниципальным районам необходимо обеспечить внедрение Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, а Министерству инвестиционного развития и предпринимательства – оказать методическую поддержку муниципальным образованиям во внедрении Стандарта.

Главам муниципальных образований нужно подумать и над переформатированием «Агентств поддержки предпринимательства». Работу этих структур пора вывести на иной уровень и связать с деятельностью «Корпорации развития Пензенской области».

Давайте создадим Агентства по развитию городских округов и муниципальных районов. В функционал включим не только работу с предпринимателями, но и с инвесторами в режиме «одного окна».

Агентство должно взять на себя решение вопросов по оформлению земельных участков, подключению энергоресурсов для предпринимателей и инвесторов. Именно Агентства должны заниматься муниципальными стратегиями развития, описанием инвестиционных площадок и презентацией потенциала района.

Поручаю Министерству инвестиционного развития и предпринимательства, «Корпорации развития Пензенской области» и главам муниципальных районов проработать данный вопрос и представить конкретные предложения.

Специализированная организация по работе с инвесторами и привлечению инвестиций – «Корпорация развития Пензенской области» – должна стать более эффективной.

Те темпы, что есть сейчас, нас не  устраивают. Нужен рывок, а возможен он при наличии четкой стратегии действий и квалифицированной команды.

Непосредственные ваши задачи – обеспечение работы в режиме «одного окна» для инвестора и управление индустриальными парками. При этом есть и другие, к примеру, развитие сотрудничества области на международном уровне.

Конференции, выставки, форумы – инструменты, направленные на продвижение региона на российские и международные рынки.

Ими нужно пользоваться активнее и вместе с тем для продвижения инвестиционных проектов региона нужно привлечь ряд специализированных зарубежных компаний.

Поручаю Правительству совместно с Министерством финансов проработать данный вопрос и предусмотреть в бюджете соответствующее финансирование.

Прошу Министерство инвестиционного развития и предпринимательства, Корпорацию развития Пензенской области и областную Торгово-промышленную палату сформировать план презентационно-выставочных мероприятий на 2015 год.

Для продвижения потенциала региона нужно продолжить взаимодействие с Торговыми  представительствами России  за рубежом и Минэкономразвития России в рамках соглашения о взаимодействии во внешнеэкономической сфере.

Несмотря на снижение позиций по экспорту и внешнеторговому обороту региона в прошлом году, за текущий год наблюдается рост объемов экспорта области на 10,6% и падение объемов импорта практически на 15 %.

Необходимо содействие выходу наших компаний на внешние рынки, в том числе и с помощью субсидирования затрат, понесенных компаниями на участие в различных выставках. 

Кадры – один из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат. Потому развитием образования необходимо заниматься серьезно всем заинтересованным сторонам: власти, бизнесу, учебным заведениям.

Программы обучения должны соответствовать потребностям бизнеса. Нужно  выстроить систему взаимодействия между образовательными учреждениями и работодателями. Такая работа требует четкого регламентирования и активного участия предприятий и руководителей компаний в данном процессе.

Не хватает собственных кадров, приглашайте из других регионов.

Тем более, что из федерального бюджета в ближайшие 3 года планируется выделить 6 миллиардов рублей в рамках программы трудовой мобильности россиян. Об этом на  Международном инвестиционном форуме в Сочи заявил министр труда и социальной защиты России Максим Топилин.

Обеспечить инвесторов квалифицированными кадрами – наша приоритетная задача.

Поручаю Министерству образования, Министерству труда, социальной защиты и демографии совместно с бизнесом и учебными заведениями определить механизмы профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим потребностям инвестора.

Решение инвестора зайти на ту или иную территорию, в первую очередь, связано с открытостью и доступностью власти.

На региональном уровне созданы каналы прямой связи инвесторов и органов власти. У меня имеется блог в «Живом журнале», аккаунты в социальных сетях «Twittter», «YouTube» и «Instagram». На официальном сайте Правительства работает «Открытая линия».

Обращаюсь к главам администраций городов и районов: выстраивание диалога с бизнесом, обсуждение вопросов и проблем позволит вам, а в итоге – Пензенской области, стать понятными и  предсказуемыми в действиях.

В целях выстраивания доверительного отношения между инвесторами, предпринимателями и представителями органов власти в каждом муниципальном районе создан Совет по предпринимательству и инвестициям. Используйте этот механизм для выстраивания эффективной коммуникации с бизнесом.

Убежден, что используя современные идеи и эффективные способы развития, мы решим стоящие перед нами задачи и сможем выйти на новый уровень развития.

29 сентября 2014


Инвестиционное послание Губернатора Пензенской области В.К.Бочкарева "Инвестиционный климат и инвестиционная политика Пензенской области" - 2013 год

 

 


 

Дата создания: 24.07.2013 16:10
Дата обновления: 8.10.2014 18:07